1
(1)

Творчество любого художника базируется на прочном фундаменте знаний, умений и навыков, приобретенных в практике рисования с натуры. Связующим звеном между учебным рисунком и творческим являются работа над кратковременными зарисовками и набросками.

Набросок – это небольшое по размеру, бегло исполнено, лаконичное и обобщенное изображение. Кратковременность процесса изображения требует особой концентрации внимания, и умения использовать минимум изобразительных средств.

Работа над набросками развивает умение видеть окружающий мир глазами художника. Это значит, что в процессе обучения вырабатывается привычка видеть натуру в целях ее изображения. Развивается способность быстро схватывать суть – самое существенное и характерное в натуре, и передавать свои впечатления скупыми и, вместе с тем, выразительными средствами.

Наброски на пленэре просто незаменимы. Только выйдя из стен мастерской, художник может ощутить биение жизни, окунуться с головой в водоворот событий. Живые контакты с действительностью расширяют кругозор, обостряют восприятие и способствуют рождению новых замыслов. Набросок можно сравнить со стенограммой мыслей и образов художника, которые возникли под впечатлением от увиденного. Он позволяет зафиксировать мгновенные состояния, случайные непредвиденные ситуации, стремительное движение, проявление эмоций, быстро зарисовать возникшую идею будущей композиции, собрать вспомогательный материал, обогащающий жизненными деталями задуманный образ. Или даже стать шедевром мастерского артистического рисунка. Лаконичность и недосказанность в наброске становится одним из главных выразительных средств.

Виды набросков.

Наброски могут быть различными в зависимости от поставленной задачи, от того, что именно хотел зафиксировать в изображении художник: движение, пропорции, конструктивные особенности или характер натуры, ее положение в пространстве, условия освещения и прочее. Предметом изображения могут стать самые разнообразные предметы, объекты живой и неживой природы, явления природы, события, образы, возникшие в воображении.

виды набросков

Условно наброски можно разделить на следующие виды.

  • Набросок-эскиз. Фиксирует замысел автора, развивает его в небольших композиционных эскизах, как с натуры, так и без нее. Такие наброски стимулируют воображение и развивают чувство импровизации.
  • Набросок-документ. Его существенная примета – точность изображаемого. К этому виду относятся наброски этнографического характера, фиксирование исторических событий, зарисовки отдельных фрагментов, типичных деталей, характерных черт. В дальнейшем они могут использоваться для придания большей убедительности композиции.
  • Наброски-упражнения развивают остроту взгляда, твердость руки, совершенствуют технику исполнения. Мощным импульсом для такой работы может стать постоянно меняющаяся действительность, а также поиск новых способов изображения в экспериментах с изобразительными материалами.
наброски пленэр

При выполнении наброска время очень ограничено. Но быстрота исполнения не означает небрежности, поспешности.  Важно уже в самом начале уделить пристальное внимание композиции: определить, с какой точки рисовать, какой величины будет предмет, где и сколько места займет он на плоскости и сколько останется свободного поля.  Скомпоновать рисунок – первое, что способствует развитию композиционного мышления и чутья при организации изобразительной плоскости. Важно научиться заранее видеть будущее изображение на листе внутренним зрением. В отличие от длительного рисунка, где главной задачей является изучение натуры, набросок представляет собой выраженное графическим языком суждение о предмете на основании уже имеющихся знаний о нем.

Невозможно переоценить роль наброска в обучении и становлении художника. Набросок — это увлекательнейшая форма рисунка, стимулирующая работу над композицией, своеобразная лаборатория художественного мышления.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.