В ранее опубликованной статье про пейзаж речь шла об истории возникновения и развития этого жанра изобразительного искусства. А какие виды пейзажа существуют? В основе наиболее распространенной и привычной классификации лежит тематическое деление.
Пейзаж бывает природным, предметом изображения в нем является сама первозданная природа бесконечно разнообразная, цветущая и щедрая, суровая и прекрасная: горы, леса, цветущие луга и бескрайние степи, необъятные морские просторы, реки, озера, пустыни. В природном пейзаже давно как отдельный жанр существует марина. Художники-маринисты все свое творчество посвящают изображению водной стихии.
Следующую группу составляют картины, изображающие сельскую местность. Темой сельских пейзажей являются обработанные поля, деревенские жилые и хозяйственные постройки, луга и пастбища, сады, сезонные работы, а также домашние животные и птицы. Но фигуры людей и животных не являются главными в пейзаже. Их назначение скорее состоит в том, чтобы пейзаж не выглядел пустынным.
Городской пейзаж — в нем главным предметом изображения являются здания, улицы и площади городов, а также парки, скверы и сады — места отдыха горожан. В городском пейзаже можно выделить подвиды: архитектурный — отражает памятники архитектуры в синтезе с природным окружением; ведута — панорамный городской пейзаж (родоначальники этого вида пейзажа являются венецианские живописцы XVIII века); каприччо — пейзаж-фантазия с древними руинами (тоже изобретение итальянцев); индустриальный ( промышленные здания, железные дороги, мосты, верфи) и урбанистический, отражающий характерные черты мегаполисов — небоскребы, эстакады, мосты.
Существует деление пейзажей по временам года и времени суток: зимние, летние, осенние, весенние, ночные, вечерние, утренние пейзажи.
Есть деление пейзажной живописи по характеру и настроению: лирические пейзажи-настроения; величественные, грандиозные по масштабу эпические пейзажи; героические, воспевающие мощь и могущество сил природы; идиллические и пасторальные пейзажи рисуют нам идеализированную жизнь простых людей в согласии и гармонии с природой; исторические, изображающие ландшафты в которых происходили давно минувшие события и, наконец, пейзажи фантастические.
Можно классифицировать пейзаж в зависимости от поля зрения художника, от того, какой глубины пространство он хочет передать в своей картине. Есть пейзажи с изображением ближнего, среднего или дальнего плана, с одной или несколькими точками, привлекающими внимание зрителя. Возможно, что главными в пейзаже станут атмосфера и свет, или все внимание художника будет направлено на особое подчеркивание формы и текстуры земной поверхности.
Как мы видим, жанр пейзажной живописи очень разнообразен и обширен. И каждый тип пейзажа требует своего подхода к изображению.