5
(2)

Пейзажем принято называть жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого являются как природные ландшафты, не тронутые цивилизацией, так и преобразованные деятельностью человека сельские или городские виды.

Наиболее широко пейзаж представлен в живописи. Пейзажисты, создавая образ выбранного мотива, пропускают его через личное восприятие, отражают через него свое настроение, воссоздают дух эпохи. Поэтому пейзаж так многолик по содержанию и вызывает столь разнообразные чувства у зрителя. Любуясь пейзажными картинами, мы погружаемся в созерцание красоты лесов, гор, морей, уютных двориков, гордимся достижениями человечества, переживаем чувство восторга перед мощью природных стихий, задумываемся над тайнами вселенной, порой оказываемся в фантастическом мире, путешествуя во времени и пространстве.

В жанре пейзажа создано огромное количество шедевров, и имена их творцов имеют мировую известность.

  Сегодня пейзаж пользуется огромной популярностью среди художников и любителей живописи.

История пейзажа.

Самые ранние изображения природы появляется еще в первобытном искусстве.

Наскальная живопись неолита

Известны также фрески крито-микенской цивилизации эпохи бронзы, росписи гробниц Древнего Египта. 

Фреска из Западного дома Акротирии. Минойская культура бронзового века.

В Китае VI века философия и религия способствовали выделению пейзажа в самостоятельный жанр.

Ли Цай. Горный пейзаж.

А в европейском искусстве это произошло значительно позже. Элементы пейзажа в эпоху Средневековья мы встречаем в иллюстрациях рукописных книг. Изящные живописные миниатюры братьев Лимбург с изображением ландшафтов и сезонных сельскохозяйственных работ украшают Великолепный часослов герцога Беррийского.

Братья Лимбург. Великолепный часослов герцога Беррийского. Июнь. Цикл Времена года. Поздняя готика

В эпоху Возрождения художники все чаще обращались к природным мотивам, но и тогда пейзаж еще оставался дополнением к сюжетной картине или фоном для портрета.

Джованни Беллини. Священная Аллегория.

Окончательно ландшафтная живопись сложилась к концу XVI века. Большой вклад в ее развитие внесли художники венецианской школы. Ее яркий представитель — Джорджоне (Giorgio Barbarelli da Castelfranco) — усилил звучание темы природы в своих работах, которые отличаются особой поэтичностью и осознанием единства человека и природы. В его «Буре» внимание зрителя больше привлекает главная тема – разбушевавшаяся гроза, чем фигуры персонажей. Многие считают эту картину первым пейзажем в истории европейского искусства.

Джорджоне. Буря

На севере Европы параллельно развивалась голландская школа. Природа в произведения малых голландцев начинает приобретать самостоятельное значение.

Якоб Ван Рейсдал. Зимний пейзаж

В XVII-XVIII веках большое влияние на пейзажную живопись оказывали различные стили: классика, барокко, рококо.  В идеализированных классический пейзажах Клод Лоррен  одним из первых обратился к изучению освещения в разное время суток.

Клод Лоррен. Пейзаж с Иаковом Рахилью и Лией у колодца.

Представители барокко вносили в свои произведения динамику и эмоции.

Эль Греко. Толедо в грозу.

Мастера рококо создавали очаровательные идиллические пейзажи в светлой пастельной гамме.

Франсуа Буше. Пасторальный пейзаж с девочкой.

Художники-романтики XIX века воспевали естественность и красоту природы, ее мощь и силу, создавая глубоко одухотворенные пейзажи. Часто темой картин становились неизведанные уголки природы, путешествия в далекие страны.

Уильям Тёрнер. Извержение Везувия.

Подлинная революция в пейзаже свершилась с появлением живописи на открытом воздухе. Творчество художников-импрессионистов раскрыло новые возможности в передаче цветовой и воздушной среды, эффектов освещения, различных состояний природы.

Клод Моне. Прогулка к утесу в Пурвиле.

В XIX — начале XX веков набирает силу реалистическое направление в искусстве. 

Иван Шишкин. Среди долины ровныя.

Начало XX века характеризуется необычайным расцветом европейского изобразительного искусства. В результате творческого поиска художников создавались новые стили и направления в искусстве. Пейзаж оказался самым подходящим жанром для творческих экспериментов. Главным становится идея самовыражения художника, воплощение его идей и замыслов, чувств и личных переживаний, а не передача реальности конкретного уголка природы.

Винсент ван Гог. Звёздная ночь.
Василий Кандинский. Пейзаж
Давид Бурлюк. Мост. Пейзаж с четырех точек зрения

В этой небольшой статье про пейзаж мне хотелось пробудить интерес к пейзажному жанру, его истории, разнообразным стилям и направлениям.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Похожие статьи: