Акварель, как нельзя лучше других красок подходит для пленэра. Начнем с того, что она занимает не много места, компактна и легка, проста в применении, быстро сохнет, имеет очень широкую палитру и вместе с тем можно прекрасно обойтись минимальным набором 8-12 цветов. Легко наносится на бумагу, смешивается, давая массу оттенков. Прозрачность и легкость акварели позволяет передать глубину пространства, ощущение воздушной среды, гладь воды, фактуру поверхности предметов.
В то же время акварельная живопись отличается сложным, капризным и непредсказуемым характером. Чтобы овладеть этим, казалось бы, простым материалом требуется немало труда и упорства.
Главное специфическое свойство акварельной живописи ее прозрачность. Это обусловливается тем, что отраженный от белой бумаги свет проходит через тонкие слои красок дает нам ощущение цвета. Прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность звучания красок составляют особую прелесть и свежесть акварели. Надо учитывать эти особенности и стремиться, чтобы красочный слой был прозрачен. Поэтому бумага играет роль не только основы под живопись, но и принимает активное участие в художественном процессе. В классической акварели белила не применяются как излишне плотная краска, их заменяет оставленная нетронутой или просвечивающаяся сквозь живопись белизна бумаги.
Лучшей для акварели считается плотная бумага с зернистой поверхностью. Она должна равномерно слегка впитывать краску, не создавать пятен давать возможность смывать краску или убирать ее, протирая кистью. При выборе бумаги нужно учитывать и характер натуры, и технику выполнения, и погодные условия. Тонкая быстро сохнет. Плотная, толстая бумага способна какое-то время удерживать влагу, позволяя выполнить мягкие переходы, не создавая резких контуров. Утром и вечером воздух часто насыщен влагой, и если сильно смочить лист, управлять акварелью становится сложно. Каждый художник в своей практике находит тот сорт бумаги, который подходит именно ему и отвечает его требованиям, темпераменту, излюбленным приемам работы. Чтобы во время длительной работы бумага не коробилась, ее натягивают на планшет. Часто на пленэре используют удобные альбомы-склейки. При работе по сырому бумагу хорошенько смачивают с двух сторон и расправляют на поверхности планшета, не впитывающего влагу — на листе пластика, оргстекла.
Поскольку бумага в акварели играет первостепенную роль, необходимо заботиться о том, чтобы сохранить ее белизну и целостность. Исправления в процессе выполнения рисунка не желательны. Акварелист должен безупречно рисовать с натуры и заранее продумывать композицию этюда и общий ход работы. Каким должен быть рисунок под акварель, тоже каждый решает для себя. Общих рекомендаций, подходящих всем, нет. Кто-то делает четкий уверенный набросок мягким карандашом, другой старается наносить тонкие незаметные линии или делают рисунок тонкой кистью бледным раствором акварельной краски. Используют также акварельные карандаши, специальный графитовый карандаш для акварели и даже пастель.
Техника работы акварелью
Существует много способов и приемов работы акварелью. Надо понимать, что в создании акварельного шедевра участвуют бумага, акварельные краски, вода и инструменты. Бумага может быть сухой, частично или фрагментарно увлажненной. Акварельная краска по консистенции прозрачная как водичка, жидкая как молоко или как сметана. Самый универсальный инструмент для нанесения краски это кисть. Но их так много! Огромный выбор и огромные возможности. Кисть может быть разной жесткости, толщины, формы и длинны волоса (выставки). Кисть может быть сухой или отжатой, влажной, мокрой. Можно работать кончиком кисти или боковой поверхностью. Наносить краску можно аэрографом, пластиковой картой, пальцем, перьевой ручкой губкой, просто разбрызгивать или наливать. С краской, пока она не засохла можно проделывать следующее: убрать ее отжатой кистью, отжатой тряпочкой, бумажной салфеткой, смятой бумагой или пищевой пленкой, процарапать черенком кисти, нанести полосы с помощью вырезанных зубчиками кусочков картона или пластика, даже обычной расческой, сдвинуть слой краски мастихином, пластиковой картой, побрызгать водой, посыпать солью, марганцовкой. Оставлять светлые места, помогают такие приемы резерважа как «обходка» — это когда просто обходим это место, не закрашивая бумагу краской, механическое снятие слоя (соскабливание или процарапывание), вымывание, использование маскирующих средств, нанесение на места бликов парафина или воскового мелка, наклеивание бумажного скотча.
Вот каким огромным арсеналом мы располагаем! Сложность в том, чтобы каждый выбранный прием был использован уместно и не превращался в самоцель. Работу невнятно нарисованную, негармоничную по цвету, плохо скомпонованную никакое посыпание солью или царапанье мастихином не спасет! Только кропотливая постоянная работа с натуры, изучение многообразных растительных форм, а потом и более сложных вещей, таких как состояние, освещение, колорит, движение и пластика форм дает художнику полную свободу творческого самовыражения.