5
(1)

Тема растительных мотивов всюду сопровождает нас в обыденной жизни. Изображения цветов и трав мы встречаем в живописи, гравюрах, росписях и вышивках, оформлении книг, декоративных элементах, украшающих архитектурные сооружения. Каждый вид искусство диктует свои правила изображения. А началом всему служат рисунки, выполненные с натуры.

Зарисовки растений — настоящая школа для художников, для тех, кто стремится постичь законы природы, приобрести опыт наблюдений и рисования с натуры, научиться анализировать и обобщать, развивать художественный вкус и исполнительское мастерство.

Зарисовка — это графический рисунок с натуры не ограничивающийся поверхностным впечатлением. Создание достоверного, точного и выразительного образа — его главное назначение. При этом зарисовка может иметь как законченный, так и фрагментарный, незавершенный вид.

На выполнение зарисовки обычно необходимо от 30 минут до часа. Выбор материалов и техник исполнения широкий, он зависит от внешнего вида растения, насколько сложна его форма, от конкретных задач. которые ставит перед собой художник.

Изображение растения карандашом

Самый удобный и доступный в применении — графитный карандаш. В руках опытного мастера он демонстрирует почти неограниченные возможности. В подтверждение приведу репродукции зарисовок И.И.Шишкина. Здесь очень хорошо видна техника работы простым карандашом. Мне нравится ощущение рукотворности, мы здесь имеем дело с изображением убедительным, реалистичным, но при этом можем рассмотреть каждый штрих, каждую линию. Рисунок становится прозрачным к краям формата, бумага светится своей белизной, она не закрыта сплошь тоном. Все вместе утверждает плоскостность листа бумаги — это истинное произведение графики.

пленэр зарисовка растений
изображение растений карандашом

Или вот еще пример — рисунок цветка азалии М.А. Врубеля.

изображение растений карандашом

Для начинающих графитный карандаш тоже очень хорош. Он позволяет накладывать штрихи различной толщины и плотности, образуя разнообразные тональные пятна. Штрихи, положенные по форме лепестков и листьев способны передать все изгибы их поверхностей. Четкие и резкие линии акцентируют узловые моменты композиции, тающие, исчезающие вносят ощущение воздушности. А еще графит легко стирается ластиком и есть возможность поправить рисунок.

Приступая к работе на пленэре, надо серьезно подойти к выбору объекта. Если вы новичок или давно не брали в руки карандаш и изрядно все подзабыли, натуру надо выбирать по силам, чтобы неудача в работе не охладила желание рисовать. Для начала подойдет розетка крупных листьев простой формы, крупный цветок с бутоном и листьями, несколько простых цветов, видимых вами в различных поворотах. На первых порах можно рисовать только само растение без фона.

пленэр зарисовки растений

В таком случае все внимание свое концентрируем на изучение конструкции растения и то, как выявить объем при помощи света и тени. Для того, чтобы передать пространственное положение частей растения, применим прием загораживания — для этого в месте пересечения линий более четко изображаем ближнюю к нам, и чтобы усилить визуальный эффект, можем резиночкой дополнительно ослабить дальнюю линию, за счет этого между изображениями первого и второго планов окажется прослойка воздуха. Уделим внимание деталям. Без них изображение будет схематичным, грубым

Более сложный вариант, когда мы делаем зарисовку растения как фрагмент пейзажа. В таком случае наш объект будет расположен на фоне других растений и мы должны будем передать тональные отношения, проследив как выглядит силуэт растения, где он смотрится темным на светлом, где наоборот. Учитываем особенности нашего зрения. Мы фокусируем свой взгляд на том. что внимательно разглядываем. То, что не в фокусе, воспринимается переферическим зрением нечетко. Так и рисуем! Направим взгляд зрителя в центр композиции за счет более контрастного, четкого изображения, дадим возможность рассмотреть мелкие детали, тогда в другом месте композиции будет достаточно ограничиться намеком на эту деталь — и воображение, базирующееся на опыте, дорисует все за вас. Нет необходимости все дотошно перечислять. Мы не протокол пишем, а создаем образ! Для это отбираем лишь самое характерное, самое выразительное, свойственное именно этому растению, то, что делает его узнаваемым и в то же время неповторимым, уникальным.

И.И. Шишкин. Конский щавель.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.