3
(2)

Прочным основанием для успешной творческой деятельности является пытливое наблюдение и рисование с натуры. Именно такое трепетное отношение к делу позволяет более глубоко увидеть и познать мир, почувствовать его совершенство, красоту.

Зарисовки деревьев, внимательное изучение многообразия их форм уже само по себе является самостоятельной задачей. Деревья — сложные объекты для рисования. Фактура ствола, бесчисленное количество ветвей, составляющих крону и масса листьев — ну как все это возможно изобразить?!

И.И Шишкин. Ель.1870-е. Графитный карандаш. 48Х30

Обратимся к опыту художников, как это удавалось им? Посмотрим, к примеру, на зарисовки деревьев И. И. Шишкина.

Монументальную мощь ели-исполина художник передал очень убедительно. Мы ощущаем высоту дерева, как широко раскинула ель свои руки-ветви, как они клонятся вниз под своей тяжестью. Ветви распределены неравномерно, некоторые из них засохшие, лишенные хвои. Выходящие на первый план еловые лапы загораживают ствол, отбрасывают на него плотные тени. Все дерево воспринимается объемным за счет точной передачи света и тени. Кажется, что можно даже обойти его кругом. поднырнуть под под ветви, оказавшись под их пологом, как в шатре.

Блестящий мастерский рисунок передан самыми обычными средствами: линиями, штрихами и пятнами с помощью самого обычного графитного карандаша! Рассматривая хорошую репродукцию можно обнаружить разные способы нанесения линий, штрихов и пятен.

Очень полезно копировать рисунки мастеров, чтобы проникнуть в тайны их творческого метода, усвоить некоторые технические приемы. Вот еще две репродукции рисунков И.И.Шишкина: «В лесу» и «Упавшее дерево».

Но вернемся к работе с натуры. С чего начать? Для выполнения учебного рисунка больше всего подходит графитный карандаш, оптимальная мягкость — 3В. Графит легко ложится, дает довольно хороший темный тон и в то же время не слишком размазывается при работе. Формат листа не должен превышать А3, не забываем о том, что большой формат потребует больших затрат времени. Бумагу лучше взять плотную. Что еще? Стульчик раскладной, перочинный нож, ластик — и вперед! На улицу!

Объект для изображения нужно найти художественно выразительный. Натура должна вам нравиться, рождать поток образов и ассоциаций. Можно придумать для выбранного вами дерева биографию, можно наделить его чертами, присущими человеку. Задайте себе вопрос, почему вам захотелось именно его нарисовать, чем оно привлекло ваше внимание? Какие мысли, чувства, эмоции вы хотите передать в своем рисунке? Если вы равнодушны к тому, что рисуете, не стоит зря тратить силы и время.

Походите вокруг, поищите наиболее выгодную точку зрения. И еще один совет, связанный с особенностями нашего зрения. Поскольку мы можем охватить одним взглядом небольшой кусочек пространства, надо садиться на довольно большое расстояние. На практике я поступаю так: максимально вытягиваю вперед руку, выставив мизинец и большой палец, потом, закрыв один глаз, измеряю объект — он должен быть не более двух «растопырок»! Если объект не вмещается, необходимо отойти от него на большее расстояние. Это правило работает и при рисовании фигуры человека и натюрморта, и интерьера. Таким способом можно быстро определить оптимальное расстояние до предмета изображения.

Теперь несколько слов о композиции. Для начинающих бывает трудно заранее представить себе, как зарисовка будет выглядеть в завершенном виде. На помощь приходит простое приспособление — рамочка-видоискатель. Она представляет собой небольшой кусочек картона или плотной бумаги с вырезанным в ней прямоугольным отверстием примерно 3х4 сантиметра. Наведя рамочку на объект, смотрим в нее, прикрыв один глаз. Представляя себе, что это готовая работа в рамке. Двигаем рамочку вверх-вниз и влево-вправо, ищем более интересное и уравновешенное расположение элементов изображения. А перемещая рамочку ближе или дальше от себя, выбираем оптимальный масштаб.

Советую также сделать небольшие композиционные наброски. Очень обобщенно, без детализации, в 3-4 тона, увязывая изображение с форматом. Не забывайте и о том, что изначально привлекло вас в выбранном мотиве, потому что именно это должно было стать композиционным центром. Выполнение таких набросков не требует много времени и помогает работать обдуманно, рационально.

И теперь, когда определена композиция, выбираем лист бумаги подходящий нам по формату и размеру. По сути дела, размер листа — единственное ограничение художника в реализации его замысла, в остальном он свободен!

В соответствии с эскизом намечаем основные элементы — помечаем крайними точками границы изображаемого дерева. Проверяем общие пропорции — соотношение ширины дерева к его высоте.

Сравнить размеры различный частей натуры помогает способ визирования. Для этого вытянуть руку с карандашом вперед, прикрыть один глаз и измерить размер по горизонтали, левая точка совмещена с кончиком карандаша, а правую фиксируем на карандаше ногтем большого пальца. Не меняя засечки на карандаше, разворачиваем карандаш, совмещая отметку с нижней точкой и замечаем, на каком уровне оказалось теперь острие карандаша. Больше этот размер или меньше и на сколько?

Теперь приступаем к подробному изучению дерева. Это проходит в форме внутреннего диалога. Задавая вопросы и отвечая на них, мы анализируем, упорядочиваем визуальную информацию. Соотношение ствола и кроны (на каком расстоянии от земли начинаются самые нижние ветки), характер ветвления, направление ветвей. Что представляет собой ствол? Он ровный, прямой или извилистый, наклонный. Характер кроны: листва представляет собой плотную массу или она редкая, прозрачная? На этом этапе карандаш, легко прикасаясь к бумаге, оставляет легкие почти незаметные следы. Это позволяет вести работу, не прибегая к помощи ластика. Уточняя и поправляя рисунок мы просто чуть сильнее нажимаем на карандаш. Проведенные ранее линии нам не помешают. Напротив, они создадут некую среду обитания, заполняя собой пространство и органично войдут в само естество рисунка. Ведя работу от общего к частному, намечая более мелкие детали постепенно усложняем рисунок.

Теперь работа в тоне. Самый светлый тон соответствует бумаге. Самый темный — это тон, который может нам дать карандаш при наложении плотной штриховки с максимальным нажимом. Все градации от белого до темного составляют тональную шкалу. Чем богаче, точнее передает художник оттенки, тем убедительнее изображение. Надо стремиться к тому, чтобы тона не повторялись. Тон помогает нам передать освещение и объем.

Представленная схема помогает добиться ощущения объема при передаче освещения на расходящихся в разные стороны ветвях. Примерно с 11 до 13 часов самое удобное время для рисования, так как освещение меняется не слишком заметно. В полдень солнце стоит высоко, освещение сверху. При этом ветки, идущие вперед на зрителя и вверх оказываются темными, так как мы видим их теневые поверхности, уходящие в противоположную сторону — светлыми, а боковые — на половину их толщины погруженными в тень.

Это всего лишь схема. Но зная эту закономерность, уже не станешь все ветки и сучки изображать одним тоном, словно они все в одной плоскости, как в гербарии.

Крона тоже имеет объем. Какие то части кроны освещены, выглядят светлыми, какие-то в тени. Надо внимательно следить и за тем, чтобы максимальные контрасты, которые привлекают взгляд в первую очередь, находились в зоне оптической близости. По краям резких контрастов быть не должно. Тогда крона дерева будет казаться объемной и окутанной воздухом.

Несколько слов о приемах работы карандашом. Можно держать его под разным углом к бумаге: вертикально, наклонно или плашмя. Разнообразные по толщине и интенсивности звучания линии и штрихи: короткие и длинные, резкие и деликатные, наклонные, вертикальные, горизонтальные, закругленные, наложенные в несколько слоев, и т. п., позволяют передать фактуру коры, кудрявую листву, пучки хвои, клонящиеся от ветра мягкие травы. Надо стремиться расширять арсенал технических приемов, которые обогащают рисунок, делают его более выразительным.

Завершая зарисовку дерева, следует ее обобщить. Посмотрите на прищуренный глаз на рисунок и на натуру. Если какие-то тональные пятна звучат фальшиво, если режет глаз ненужный в данном месте контраст, или затерлись блики — поправьте: пройдитесь еще слоем штрихов по зонам теней, избавляясь от ненужной дробности, с помощью ластика заставьте свет четче проявиться, подчеркните характерные детали. До какой степени завершенности доводить рисунок. это вам решать. Главный критерий законченности — удалось ли выразить то, ради чего затевалась работа.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 3 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.