0
(0)

О том, что такое пленэр у художников, я писала ранее. В этой статье я хочу поговорить об особенностях пленэра — о том, с какими трудностями неизбежно сталкивается художник, выходя работать на природу.

Психологический аспект.

Порой бывает сложно просто набраться смелости и выйти в мир. Чем чаще преодолеваешь этот барьер, выходя из зоны комфорта, тем меньше места остается для иррациональных страхов. Регулярные занятия на природе через какое-то время становятся необходимыми, как глоток свежего воздуха.

Новизна обстановки, непривычные и часто не комфортные условия для работы — еще одна особенность пленэра. Это тебе не в мастерской, когда все под рукой. Забыл, например, перочинный нож, и нечем заточить карандаш! Хоть зубами грызи! Или оставил дома бутылку с запасом воды. Удобное, компактное, надежное и легкое оборудование способно решить многие проблемы. А хорошая привычка собирать все заранее и держать в полной боевой готовности свою пленэрную сумку или рюкзачок поможет избежать мелких недоразумений.

На пленэре особенно много отвлекающих факторов. Люди проявляют интерес, ведь им не часто приходилось видеть художника за работой. Кто-то тактично обходит, другие молча стоят поодаль и наблюдают, третьи спрашивают разрешения посмотреть. Более общительные и раскованные заводят разговор, высказывают суждения о вашей работе и даже дают советы. Любопытная детвора со свойственной детям непосредственностью засыпает вопросами, затевает возню друг с другом…

Если вы человек робкий, застенчивый, можно выбирать места не слишком многолюдные, скрытые от глаз любопытных, или такое время суток, когда редко встретишь прохожего. Можно выезжать на пленэр в компании единомышленников. Можно во время работы слушать музыку, чтобы свести к минимуму нежелательное общение. Обычно люди правильно реагируют, видя гарнитуру от плеера или телефона, вставленную в уши. Можно попросить зрителей на какое-то время вас не отвлекать, пообещав после завершения этюда ответить на все вопросы. Вообще, как показывают мои наблюдения, люди относятся к нашему брату с симпатией и интересом. Я ни разу не встречала проявления агрессии или неприязни. А удивительные встречи, смешные и поучительные истории могли бы занять достойное место в пленэрном фольклоре.

Вселенная благоволит художникам! Это мое твердое убеждение.

Природно-климатические факторы.

С природой не поспоришь и нет способов воздействия на погоду. Это составляет одну из главных особенностей пленэра. Пронизывающий ветер, осадки, резкое похолодание или изнуряющая жара, высокая влажность воздуха, солнце, слепящее глаза — все это может стать серьезным препятствием в достижении хороших результатов в работе. Здесь важно заранее кое-что предусмотреть: например, предварительно провести разведку, поинтересоваться прогнозом погоды, продумать одежду, средства защиты. Осмотревшись на месте, использовать естественные укрытия. Иногда есть смысл пожертвовать красивым видом в пользу более скромного варианта, но зато расположившись в подходящем месте: в тенечке или там, где вас не замочит дождь и не снесет порывом ветра. Умение быстро ориентироваться в обстановке, использовать особенности природного ландшафта или различных выступов, козырьков, проемов в городской или сельской застройке в качестве укрытия нарабатывается в практике. С опытом приходит и понимание какой материал лучше выбрать для работы, какие использовать при этом технические приемы, как сохранить готовую работу при транспортировке и многое другое. У каждого художника есть свои хитрости.

Бывают, конечно, и неудачи. Вспоминаю случай, когда на Пинеге писала восход солнца, расположившись на перевернутой лодке, а выпавшая роса превратила в цветную лужу великолепный этюд. Он просто уплыл с листа, пока я дошла до дома! Но в памяти сохранились краски этого утра.

А еще мною замечено — самые интересные работы получаются именно тогда, когда они были выполнены в совершенно немыслимой обстановке! И это правильно. Чтобы передать ненастный день надо продрогнуть на ветру, или свариться на солнце чтобы от этюда веяло раскаленным жаром. Надо все это прочувствовать на себе, пережить и выразить в живописных этюдах.

Время.

Это невосполнимый ресурс! Именно на пленэре начинаешь осознавать его скоротечность. Есть такие состояния в природе, которые длятся лишь несколько минут или даже одно мгновение. Многие процессы происходят плавно, незаметно, но неуклонно. Надо научиться рассчитывать время, которым ты располагаешь, быстро и сосредоточенно работать, тренировать зрительную память. Сэкономить драгоценные минуты поможет опять же заблаговременная подготовка: бумага уже натянутая на планшет, наличие листов нескольких размеров и форматов, заточенные карандаши, самый необходимый небольшой набор красок, кистей. Не носите с собой слишком много инструментов и материалов, ведь пока выберешь — потеряешь время.

Изменчивость.

Самый постоянный признак мира, в котором мы живем, это его непостоянство.

особенности пленэра

Особенно заметно на пленэре изменение освещенности. Это может быть связанно как с движением солнца по небосклону, так и с состоянием облачности. В помещении при искусственном свете освещение постоянно, можно работать длительное время, это позволяет делать большие перерывы в работе. На природе все иначе. Словно какая-то неведомая сила потихоньку, незаметно перетаскивает софит, в то время, когда вы работаете над этюдом! Это ставит в тупик, раздражает, вызывает чувство досады. Тени беспрестанно меняют свои очертания, переползают с одного места на другое, увеличиваются или сокращаются в размерах. Надо приспосабливаться, мы же не можем попросить солнце остановиться! Это надо учитывать при выборе мотива. Понаблюдайте, как движется наше светило, попробуйте предсказать, где оно будет через полчаса, час. Как изменится баланс освещенных и теневых мест. Когда работаешь над натюрмортом в условиях пленэра можно передвигаться вместе с натюрмортом, следуя за солнцем и сохраняя направление освещения на предметы. Но и в этом случае характер теней будет меняться.

Облака тоже могут влиять на общую освещенность. Когда солнце то прячется в тучах, то его лучи прорываются сквозь облака, можно очень хорошо проследить изменение состояния в природе, насколько цвета могут меняться от ярких и интенсивных до приглушенных, темных. Это хорошо для осознания существования самого факта общего светового и тонального состояния. А вот попробуй написать!

Пространство.

Вот еще одна из особенностей пленэра. Кроме глобальной проблемы всего изобразительного искусства — как передать на плоскости листа трехмерность пространства, встают специфические, характерные для пленэра задачи. На постановку в мастерской мы смотрим со стороны, а в условиях работы под открытым небом, мы в центре происходящего. Все хочется объять, охватить взором и вместить в свою работу! это представляет сложность в выборе мотива, того фрагмента, который мы намерены включить в свою работу.

В помещениях, даже очень просторных, мы все таки имеем дело с неглубоким пространством и не можем наблюдать явлений воздушной и цветовой перспективы. На натуре это очень хорошо заметно, особенно в пространственных пейзажах.

Линейная перспектива, которой мы привыкли пользоваться в помещении, давала нам не слишком большое разнообразие ракурсов. Чаще всего постановки, за редким исключением, располагаются ниже линии горизонта. А на пленэре мы имеем дело с крупными объектами, например, архитектурными сооружениями, тут нужно перестроить свое восприятие, увидеть явления перспективы крупномасштабно!

Цель пленэра.

Если художнику удается верно передать в картине состояние природы, то сам цветовой строй живописи воздействует на зрителя , рождая у него определенные ассоциации, настроения, связанные с его личными впечатлениями и переживаниями.

Цель пленэра — правдивое изображение природы, ее состояний на открытом пространстве при естественном освещении.

Для этого нужно нужно обладать композиционным мышлением, изучать природу, уметь передавать глубину пространства, взаимодействие света, цвета и воздуха. Кроме того, необходимо владеть навыками работы в условиях пленэра и умело использовать различные графические и живописные материалы.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.