Графика как вид искусства включает в себя рисунок — уникальное изображение, выполненное от руки и существующее в единственном экземпляре, и различные виды печатной графики. Графика очень разнообразна по своему назначению: станковая (эстампы, рисунки, имеющие самостоятельное художественное значение, а так же служащие подготовительным материалом для картины, скульптуры или гравюры); прикладная или промышленная графика (открытки, конверты, календари, афиши, этикетки, оформление упаковки, дорожные знаки и др.); книжная графика (художественное оформление книги, включая ее форму, размер, иллюстрации и сам шрифт): плакат; графический дизайн и компьютерная графика.
Основой всех видов графики и изобразительного искусства в целом является рисунок. Какое бы направление в творчестве не избрал художник, вначале он должен стать художником-рисовальщиком. Именно поэтому рисунок занимает главенствующее место в системе профессиональной подготовки художника. А фундаментом этой системы обучения рисунку является работа с натуры.
Но путь овладения художественным мастерством этим не ограничивается. В формировании художника существенную роль играет творческий характер восприятия натуры, умение свободно выражать свои чувства и мысли, рисуя «от себя» — по представлению, и развитое композиционное мышление.
Какое отношение все это имеет к рисованию на пленэре? Самое прямое! Ведь нет необходимости все время следовать натуре, скрупулезно и дотошно изображая все, что видишь, вплоть до мельчайших подробностей. Можно и нужно позволять себе уходить «в отрыв» от натуры, сочинять композицию непосредственно во время рисования, импровизировать. Тогда получится, что вместо изображения реально существующих объектов на листе возникнет отображение ваших эмоций, мыслей, а природа, натура будет лишь поводом, неким толчком к творческому переложению идей на язык графики.
Снова возникает вопрос: «А зачем выходить на пленэр? Можно творить и дома!» Разумеется, можно. Но ни с чем в сравнение не идет тот эмоциональный заряд, то вдохновение, которое черпаешь из непосредственного общения с природой! Чем больше работаешь с натуры, тем острее глаз, быстрее и тверже рука. Огромное количество информации, изученной при этом, остается в памяти. Этот прошлый опыт обогащает тот образ, который создаешь в данный момент и позволяет «от себя» что-то добавить, подключая память и сформированное на ее основе воображение. Кроме того, пленэр создает идеальные условия для творческих, нестандартных решений: это могут быть и неожиданные ситуации, связанные с капризами погоды, и натура, не желающая позировать, или хочется запечатлеть состояние в природе, которое длится одно мгновение, бывает, что забыл взять с собой что-то из материалов, потерял необходимый инструмент… Да мало ли что еще! А потом, работы, выполненные с натуры, или «по поводу натуры», всегда имеют очарование непосредственности и свежести восприятия. И справочный материал перед глазами! Всегда можешь обратиться к нему, чтобы выхватить узнаваемый абрис или деталь, сверить соответствие состоянию, освещению, общему характеру натуры.
Но что делать, если все-таки чувствуешь скованность и робость в работе, никак не можешь отказаться от заученного приема, излюбленного материала, или психологической установки только на изучение натуры? Совет прост — надо выходить из зоны комфорта!
И для начала из всего спектра учебный и творческих задач, выберите одну-две и стремитесь их во что бы то ни стало их выполнить. Можно сделать серию рисунков с одного мотива, при этом используя каждый раз другие материалы. Это обогатит ваш опыт. Вы поймете на практике, какими возможностями обладает каждый из них, какой больше соответствует объекту изображения. Комбинируйте и смешивайте техники и материалы в любых сочетаниях.
Скупость художественных средств стимулирует фантазию. Испытайте все изобразительные и выразительные средства графики (линия, штрих, пятно, точка) в отдельности и в различных комбинациях, которые дают неиссякаемое множество вариантов. Пробуйте разные способы их выполнения, любые инструменты, даже подручные средства. Это тоже очень полезно для совершенствования техники, виртуозного владения инструментами.
Можно использовать непривычный ракурс. Например, завалиться в траву и смотреть сквозь нее на небо, или, наоборот, смотреть сверху, может даже с высоты птичьего полета! Или представить себя маленьким, как Дюймовочка, подключить фантазию и населить свой рисунок маленькими существами.
Можно привнести элементы печатной графики: отпечатать намазанный краской или тушью лист дерева, а потом на основе этого элемента сочинить небольшую композицию-экспромт. Или рисуя с натуры, сразу подвергнуть объект стилизации и деформации для усиления декоративного эффекта.
Взять и изменить масштаб: маленький предмет, окруженный пространством, средний по размеру и, наконец, очень крупный, взятый фрагментарно.
Выполнить не просто зарисовку дерева или дома, а их портрет! Создать образ, наделав его индивидуальными чертами, сочинив ему биографию.
В одних заданиях можно все свое внимание обратить на ритмические чередования элементов, или планов композиции, в других на рисунок падающих теней или выразительный силуэт.
Мысленно представить и изобразить, как будет выглядеть выбранный мотив при другом освещении или в другую погоду.
Нет гарантии, что вас обязательно сразу же постигнет успех, но то, что это принесет пользу — несомненно! Пробуйте свои силы, смелее экспериментируйте!
Графика очень разнообразна и она предполагает различные уровни творческого обобщения и степени условности: от знака-символа, идеограммы до стилизованного декоративного или реалистического изображения. Почему бы не воспользоваться этой ее особенностью. Современного зрителя отличает возросший интеллектуализм, изощренность восприятия, ассоциативность мышления. Это ведет к тому, что намек, деталь способны вызвать целый поток ассоциаций, чувств, представлений и зритель с равным интересом воспринимает и разработанные композиции, и натурные зарисовки, и эскизы. Поэтому графика, выполненная на пленэре, может стать не только ценным материалом для будущих композиций, но и приобрести самостоятельную художественную ценность.